Без надежды, без веры, без совести…

Открытое письмо имеющим уши – возможно, еще не поздно спасти эту страну?

Больно жить в этой стране дальше. Стране беспросветного лицемерия, тотальной лжи и бессовестности власти – от Кремля и Охотного ряда до районных администраций и волостных управ. Стране средневекового мракобесия, где у «божьих людей» за пазухой вместо библии – камень, и правового беспредела – когда вместо защиты и помощи от людей в офицерских погонах и судейской мантии можно ждать только беды. Больно и страшно – потому что сегодня «отжали» бизнес у твоего соседа, подбросили наркотики твоему приятелю, избили «за веру» незнакомого тебе человека, но завтра это можешь быть ты. И единственный выход, дабы избежать такой участи – забиться в свою скорлупу и не сметь свое суждение иметь. А как же совесть, спросите вы? Да легче легкого – всякому, кто хочет выжить в этой стране, наличие сей категории строго противопоказано. И самое страшное, что надежды уже не осталось.

Рожденный в СССР, я воспринимал свою страну как большой концентрационный лагерь, где вырваться из-за колючки было почти нереально. Поэтому с надеждой встретил горбачевскую перестройку. Я благодарен первому и единственному президенту Союза за сломанный «железный занавес». И развал великой Советской Империи, который иные вменяют ему в вину, не нахожу преступлением, ибо это был неизбежный крах тюрьмы народов.

В возрасте Христа вполне осознанно я пришел в православную церковь и принял крещение, воспринимая сей акт как протест против низвергнутой коммунистической идеологии и освобождение от десятилетиями насаждаемого запрета верить во что бы то ни было, кроме единственного – светлый идеал коммунизма. В мои 33 мне хватило зрелости, чтобы выбирать для себя идеологию, но не достало жизненного опыта, чтобы осознать – церковь еще не есть Бог.

Двадцать лет жизни прошли в надежде. Я никогда не хаял 90-е – ни тогда, ни сейчас – как бы тяжело не приходилось: эпоха перемен никогда не бывает легкой. Но была надежда, что мы выйдем из нее обновленными, свободными и способными как равноправный партнер влиться в мировое содружество. Не случилось. Не потому даже, что изначально выбрали неправильный вектор, а потому, что встали на полпути, потоптались на месте и поползли назад – в не столь далекое еще тоталитарное прошлое. В итоге – все зря. Пережитые 90-е были пережиты напрасно и у большинства россиян ассоциируются с разрухой – что очень даже понятно – и, что хуже, с демократией и либерализмом.

Почему так случилось?

Не новость, что величайшей ошибкой новейшего времени стал человек по имени Владимир Путин – безнравственный, бездушный и беспринципный гэбист, чье место скорее на скамье подсудимых, но никак не на троне Российской Империи, возрождением которой он без устали занимается последние 12 лет. Человек, обманувший страну в своих ожиданиях. Человек, разоривший и обокравший свой народ, обрекший его на гибель и гражданскую войну. (О какой войне, спросите, речь? Так ведь только слепому не видно этой ползучей гражданской войны, с каждым днем все более готовой прорваться гнойником, сметая все на своем пути. Прямая провокация здесь – каждодневные действия власти, начиная с думской законодательной практики и до полицейского произвола на улицах, в отделах МВД и кабинетах СК). Умный и, тем более, страшный человек, которому удалось вместе с жесткой репрессивной системой создать мощную пропагандистскую машину, способную в духе машины доктора Геббельса представить новоявленного фюрера в глазах своего народа этаким национальным героем, даровавшим ему (народу) достаток, стабильность и международный престиж. Так, что огромного труда стоит теперь разубедить зомбированные массы в состоятельности данных посылов. Объяснить им, что достаток – для избранных, да и тот условный, потому что никто не застрахован от повторения судьбы Ходорковского; стабильность призрачна, потому что базируется на стоимости нефтедоллара; ну а мнимый международный престиж – это престиж самодура. Впрочем, здесь как раз хлопот менее всего, ибо фюрер вкупе со своей челядью каждый божий день делает все для того, чтобы представить Россию в глазах международной общественности этаким театром абсурда.

Теперь вопросы к патриарху. Господин Гундяев, полагали ли Вы, что в Церковь, которую Вы имели смелость возглавить, не идти будут – из нее будут уходить? Вы, бегающий «на цирлах» перед властью и благословляющий на крамольные дела господина Путина (ведь для Вас это – наместник Бога на земле, не так ли?), отвечаете ли Вы за дела приспешников своих: скажем, экстремиста Чаплина? А, к примеру, создание так называемых «православных дружин» и их благословение на «суд божий» – чем не экстремизм?

Я, православный с 1992 года, сегодня отрекаюсь от церкви. Это не есть отречение от Бога – с этим я разберусь сам, без посредников, – но констатация факта, что Русская Православная Церковь и Бог далеки друг от друга сегодня, как никогда. Я – не первый и не последний. Таких десятки и сотни – особенно после судилища над Pussi Riot , ставшего вашей главной ошибкой. Отрекся бы и от государства – не от страны, но так уж вышло, что страна и государство у нас не разделимы, – только без гражданства в этой жизни никак. Остается дождаться, какая-то из стран истинной демократии, где уважают Человека и его права, облагодетельствует подобным бесценным даром творческого человека, ненавидящего насилие над личностью, лицемерие и ложь.

Последние надежды были связаны с минувшим декабрем, удивительным образом сумевшим объединить самую разномастную оппозицию в едином порыве смести к чертям собачьим опостылевшую как простому люду, так и новоявленному среднему классу власть. Пар вышел, власть осталась при прежней власти, но испугалась и обозлилась, и как закономерный итог включила защитный механизм, приведший к новому витку репрессий. Оппозиция вновь распалась по мастям, и это понятно: слишком разного хотят красные, националисты и либералы.

Pussi Riot … Можно сколько угодно гадать на кофейной гуще, кому и зачем нужен был этот процесс – суть показательная порка. Важно главное – это был тест. Для всех нас: власти, церкви, общества. Его результаты печальны, зато очевидными стали те вещи, о которых и подумать-то прежде было странно. Ну, кому могло прийти на ум, что «божий человек» может подойти к женщине и так вот запросто двинуть, извините, кулаком в лицо за непонравившийся плакат? И полиция может задержать не его, а именно женщину, потому что ей (полиции) тоже не понравился этот плакат. Или кому в 21-м веке могло прийти в голову, что светский суд может вынести приговор, апеллируя к средневековым церковным постулатам? Но и не это наиболее печально. А печален тот факт, что подавляющее большинство наших сограждан всегда готово засудить, засадить, линчевать – только за то, что те или иные мысли, слова и поступки никак не укладываются в их мораль. Это печально и страшно – потому что в этом обществе приходится жить.

Спасет ли ситуацию оппозиция – системная или несистемная? К кому мы можем апеллировать сегодня? Может быть, к так называемой «парламентской оппозиции», слившейся в антинародном законодательном экстазе с парламентским большинством в лице пресловутой «Единой России»? Или к уличной, наиболее подверженной жесткому давлению репрессивной машины, и, кажется, не способной на какие-то более-менее серьезные дела? Кто может, вообще, спасти ситуацию, когда люди, на каждом шагу ругающие власть, голосуют на выборах за эту самую власть? Когда дети и внуки репрессированных в приснопамятном 37-м сегодня вопят: «Нам нужен Сталин». И когда внуки погибших в окопах второй мировой и замученных в Освенциме и Дахау выходят на улицы «русским маршем» с воплями: «Россия для русских!» На эволюцию надежды не осталось. «Цветной» революции – априори управляемой и потому имеющей все шансы быть бескровной – боимся. И что в итоге? Постепенное вымирание в экономическом и социальном тупике, политическом хаосе и тотальной несвободе или слепой, неуправляемый, по-русски беспощадный бунт. Выбор, как говорится, небогат.

Больная идеологическим и моральным психозом, измученная бесконечными политическими экспериментами, изуродованная самодурством чиновных лиц страна! Жалко тебя, жалко себя, жалко нас. Говорят, жалость унижает, только куда уж дальше? Что и как может больше унизить страну, нежели насилующая ее каждый день власть? И народ, эту власть почитающий…

октябрь 2012