На Золотого Тельца помолимся!

Осточертело жить в такой стране! Или таком мире?! Где жизнь человеческая не ставится ни в грош, где честь и совесть – не более чем книжные архаизмы, а вместо иконы на божничке – Золотой Телец. Непосредственно с толщиной кошелька увязали понимание социального статуса, а чтобы оправдать социальное и имущественное неравенство, придумали миф о равных возможностях.

Кто-то наивно верит, что люди рождаются равными? Это внешне ты голенький младенец о двух ручках, двух ножках и одной бестолковой головке. Но за тобой есть еще папа и мама, и в итоге ты уже – или принц, или нищий. О каких, к черту, равных возможностях может идти речь? Поражаюсь я людскому лицемерию. Нет, ну, конечно, порой и принц становится нищим, а порой – с точностью до наоборот. Чего не случается в жизни! Только мы-то не об исключениях здесь рассуждаем, а скорее – о правилах. А правила таковы: если ты отпрыск олигарха, у тебя изначально есть все – здоровье (и неправда, что его не купишь за деньги), хорошее образование, должность, бизнес и как приложение, разумеется, соответствующий статус. А если твой папа – простой работяга? Или, не приведи Господи, и вовсе какой-нибудь бомж? Комментарии, как говорится, излишни.

Хороший все-таки журнал Forbes . Как много интересного мы из него узнаем! К примеру, на какое количество миллиардеров обогатилась наша бескрайняя Родина. И важно ли, сколько вместе с тем появилось здесь новых нищих?! А ведь это страшно, когда 70% населения живет за чертой бедности! И рождение каждого нового олигарха обязано рождением десятков тысяч нищих. Потому как ни что не возникает из ничего, и если с одной чашки весов переложить гирьки на другую, то последняя, само собой, перевесит. Гирьки в данной ситуации – это дензнаки, эквивалентные стоимости имеющихся у нас материальных ценностей и нашего труда. Чашки весов – кошельки, на одном полюсе – новоявленных капиталистов, на противоположном – простого люда, за сущие копейки продающего свой труд.

Если говорить о социальной справедливости, то двуполярные весы здесь, в общем-то, и не уместны: меж двумя классическими чашками не хватает огромной третьей, символизирующей пресловутый средний класс. Именно в него должна войти подавляющая часть населения, на полюсах же останутся лишь воистину заслужившие это: своей природной ленью и асоциальным поведением – с одной стороны, и гениальностью и всеобщим признанием – с другой. Именно гениальностью и всеобщим признанием, а не умением делать деньги из воздуха, цинично использовать чужой труд или спекулировать на чужой беде.

И если уж говорить о мифических равных возможностях, кто из новых русских капиталистов пришел в 90-е с пустым кошельком? Да никто. Это были либо фарцовщики и спекулянты, либо «теневики» (сиречь подпольные капиталисты, или уголовники, потому как подобная деятельность была вне закона), либо партийные и комсомольские функционеры, либо криминальные авторитеты. Все. Прочих, кто рискнул захотеть стать капиталистом с пустыми карманами, пережевали, выплюнули и размазали по асфальту (это в лучшем случае, в худшем – в этот асфальт закатали).

Можно стерпеть еще, когда адвокаты крупного капитала в пример приводят имена Форда, Рокфеллера или Гейтса как неутомимых тружеников на благо человечества и создателей неких материальных ценностей. Но помилуйте, какие именно материальные ценности сотворили владельцы игорного бизнеса, биржевые спекулянты, банкиры? И, кстати, водочные короли. Или материальной ценностью можно считать то зелье, благодаря которому вымирает народ? (Не будем говорить о наркобаронах и торговцах оружием – эти хотя бы вне закона).

Но особенно обидно и страшно даже не наличие сих пиявок на теле народа как таковых. Бог бы с ними: насосутся – отвалятся. Да вот беда: с ними появилась, стала активно насаждаться в государственном масштабе и уже впитана молодым поколением новая русская идеология – идеология Золотого Тельца. Во главу угла встали деньги. Идею всеобщего блага подменила идея набивания собственных карманов. Можно до хрипоты спорить, какая их этих двух идей гуманней, и не договориться ни до чего. Бесспорно, своя рубашка ближе к телу. Только при этом не мешало бы помнить, что живем все мы в обществе, где каждый зависит от другого. А общество, где отсутствует разумная система распределения валового национального продукта, обречено. Кто-то возразит, что «разумная» и «справедливая» не суть одно и то же. Пусть так. Но чем циничней общество, тем больше пропасть между данными понятиями. Может быть, я ослеп, но не вижу горизонтов цинизма современного общества.

Говорят, что рыба гниет с головы. Но еще говорят, что каждый народ заслуживает своего правителя. И последнее мне представляется честнее. Впрочем, так ли важно, в какой именно части организма началось загнивание современного общества? Важнее другое: процесс его разложения представляется, увы, необратимым. Самое интересное, что нас предупреждали уже не однажды: вспомнить серию глобальных техногенных и природных катастроф, беспрецедентно чудовищных террористических актов, народных бунтов и революций. Как итог, приведший к новой волне хаоса, – глобальный экономический кризис. Но нам все – как об стенку горох. С завидным упрямством преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия, мы рвемся к своему концу.

Обвините меня в пессимизме?

А о душе напрочь позабыли. О Боге вспоминаем, когда нужно отмолить грехи. Бросаем нищему рубль от барского плеча и живем дальше с сознанием исполненного долга. Убиваем друг друга за дозу дури, бутылку водки, сто рублей невозвращенного долга. Гордимся тем, что научились никому не верить. Можем безболезненно для себя унизить, оскорбить, растоптать человека, потому что научились плевать на людей. Но никогда не позволим себе подобной вольности в отношении владельца тугого кошелька. Ведь он – кошелек – и есть наш новоявленный бог.

Верной дорогой идем, товарищи?! Дорогой в никуда. И я констатирую это без малейшего сожаления: нисколько не жаль нас таких.

апрель 2010